Рекомендации родителям первоклассников

Рекомендации родителям первоклассника

  1. Поддерживайте в ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
  2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Если ребёнок совершил какой-то негативный проступок, постарайтесь дать ему возможность самому проанализировать последствия данного поступка. Высказывая своё мнение, не оценивайте личность ребёнка.
  3. Запаситесь терпением. С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребёнка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять?» - кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребёнок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребёнку справиться со всеми трудностями.
  4. Соблюдайте режим дня. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Ребёнок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку, а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребёнку в доме его личную территорию.
  5. Не пропускайте трудности. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если Вас что-то  беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  6. Хвалите ребёнка. Основное поощрение для ребёнка – похвала. Когда вы хвалите ребёнка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребёнка. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения.  Например: «Ты сегодня написал намного аккуратнее чем вчера». Предоставьте ребёнку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.
  7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребёнка, и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребёнку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребёнка, ваши доверительные с ним отношения.
  8. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть даже пережить какую- либо ошибку. Обсудите со своим первоклассником, за что он должен отвечать (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т. д.)
  9. Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  10. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге. С поступлением в школу у вашего ребёнка появляется человек, возможно, более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Относитесь к этому с пониманием и проявляйте уважение к мнению вашего ребёнка.
Важно помнить, что первое в жизни 1 сентября – только начало будущего пути, где ребёнка ожидают не только успехи, но и неизбежные трудности. И помочь ему справиться с ними, оказать помощь должны родители.
 
 
 

Трудности любого первоклашки.

 
Проблема 1.Режим дня ужесточился
Мало кто из новоиспечённых школьников может без подготовки включиться в новый распорядок дня.
В результате снижаются внимание и острота восприятия, а значит, и успеваемость не будет блестящей, даже если ребёнок хорошо подготовлен к школе.
Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы организм будущего школьника плавно вошёл в новый ритм. Особое внимание стоит уделить малышам, которые привыкли полуночничать, подолгу спать по утрам. Педиатры настоятельно советуют родителям оптимизировать распорядок дня.
Проблема 2.Отрыв от семьи
Именно так дети, особенно выращенные в атмосфере гипертрофированной опеки, могут воспринимать изменение своего статуса. Множество совершенно посторонних людей, с которыми новоиспечённый первоклассник знакомится в школе, вынуждают его жить по новым законам и правилам. От этого ребёнок чувствует себя ещё более растерянным и заброшенным.
Чтобы этого не случилось, необходимо терпеливо объяснять ребёнку, что школьные уроки требуют особых норм поведения. В тоже время постарайтесь уделять ребёнку побольше времени после занятий и в выходные. Чувствуя неослабевающую заботу и поддержку, он быстрее привыкнет к новым реалиям.
Проблема 3.Трудности в общении
Психологи полагают, что трудности с адаптацией к коллективу испытывают до 60% младших школьников. С одной стороны, все дети мечтают приобрести в школе новых друзей, а с другой – совершенно не умеют налаживать отношения самостоятельно.
Чтобы этого не случилось, важно дать ребёнку понять, что важны правила хорошего тона: быть приветливым и дружелюбным, не драться, не жадничать и не дразниться. Что же касается педагога, то здесь важно пояснить ребёнку одну простую истину: родители – главные люди дома, а учителя – в школе.
Проблема 4.Не хватает усидчивости
Вчерашний дошкольник должен непрерывно просиживать за партой по 40-45 минут, ежедневно запоминать что-то новое, выполнять домашние задания, каждый вечер собирать портфель. Не каждому это даётся легко. Кто-то становится импульсивным, а кто-то, наоборот, «затормаживается». Не спешите: просто первоклашка испытывает стресс от возросших обязанностей, и его организм, как может, защищает себя.
Чтобы этого не случилось, учите детей самостоятельно отслеживать и распределять своё время. Объясняйте, что вы можете позволить ему сейчас погулять на 20 минут дольше, но в таком случае просмотр вечернего мультфильма сократится на те же 20 минут. Если сборы в школу идут тяжело, дайте ребёнку временный люфт: разбудите его пораньше и поставьте часы на видное место. Тренируйте внутренние  часы первоклассника: обращайте его внимание на то, во сколько он должен быть умыт, одет и так далее. После школы обязательно выделяйте время для прогулки.
Проблема 5.Страх перед уроками
Ещё вчера ваш ребёнок вприпрыжку бежал в класс, а теперь вдруг заявляет, что больше никогда не пойдёт в школу. Откуда такой негатив? Причин может быть несколько. Ребёнок испуган новым объёмом знаний, он боится, что не справится, пугается вашей критики или неодобрения.
Чтобы это исправить, нужно донести до ребёнка, сколько положительных моментов есть в школьной жизни. Например, чтобы мотивировать малыша на учёбу, акцентируйте внимание на предметах и темах, которые ему интересны. Не заостряйте внимание на оценках (пускай в первом классе они и условны) и не сравнивайте его с более сильными одноклассниками.
 
Считается, что каждый первоклассник проходит несколько этапов адаптации, в которой выделяют социально-психологическую и физиологическую составляющие. Насколько продолжительным окажется этот процесс, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, ими же могут быть обусловлены некоторые «неожиданности» в его поведении.

 
 
Педагог-психолог МОУ «ТСШ №8»
Соловей Т.И.